«Пропаганда» Жака Эллюля. Глава 1. Часть 2. Тезисы.

Итак, тезисно по второй главе первой части чудесной книги Элюля…
1. Пропаганда не может возникнуть на пустом месте. Пропагандист должен очень хорошо знать психологический «ландшафт», мифы и стереотипы, и уже на этом фоне действовать. Например, страдающий от плохих условий труда и низкой зарплаты рабочий уже отлично подготовлен к пропаганде борьбы за свои права.
2. Пропагандист должен учитывать сложившиеся тренды в обществе. Например, пропаганда федерализма вряд ли возможна в централизованном государстве со своей мифологией, вращающейся вокруг государственной идентичности.
3. Пропаганда имеет вполне очерченные временные рамки. Люди обычно «живут сегодняшним днем» в том смысле, что новости, которые они прочли или услышали, актуальны только в данный момент. Всё, что они слышали до этого, оставляет после себя лишь шлейф общего впечатления, деталей не помнит почти никто. То есть пропаганда, действуя «по требованиям момента», может, в том числе, наобещать чего угодно, но только в будущем. Когда дойдёт до исполнения обещанного, никто этого помнить уже не будет. С другой стороны, нельзя допускать слишком много конкретики, которая может быть раскритикована. Обещания должны быть размытыми.
4. Большинство населения не имеет четких политических, религиозных и т.д. воззрений. Они, скорее, имеют свеого рода интерес в некоторых вещах, но не готовы жертовать чем-то ради них. Такие «неопределившиеся» и есть главный объект пропаганды. Сама же пропаганда ведется вокруг т.н. «фокусов интереса», объединяющих все общества. Например, фокусом интереса в современном автору обществе являлся научный прогресс.
5. Желательно, чтобы пропаганда была правдивой и наименее конкретной, чтобы оппозиционеры или противник не могли поймать на лжи. В свою очередь, интерпретации фактов и описание предполагаемых намерений дают широкое поле для пропаганды.
6. Пропаганда делится на политическую и социологическую. Часто для того, чтобы сломать барьеры человека на пути политической пропаганды, хорошо подходит социологическая, подспудная, пропаганда. Например, положительное отображение американского образа жизни в популярных американских блокбастерах рождает подсознательную убежденность в преимуществах американской политической системы. Сами координаты добра и зла во многих культурных явлениях уже сами по себе готовят почву для прямой политической пропаганды.
7. Пропаганда делится на ингрессионную и агитационную. Ингрессионная создает общий настрой, вовлеченность человека в систему. Агитационная направлена на побуждение к действию здесь и сейчас. Агитационная эффективнее для необразованных, зато эффективность ингрессионной очень зависит от образованности индивида. Агитационная эффективнее, но краткосрочна. Она замешана на основных потребностях человека, прежде всего на ненависти. Обычно революционная пропаганда является агитационной, но как только революцеонеры приходят к власти, она сменяется частично или полностью на ингрессионную, потому что агитационная деструктивна и недолговечна. Вообще, маховик ненависти и вседозволенности, раскрученный агитационной пропагандой, потом очень трудно остановить. Как пример можно рассмотреть приход к власти большевиков и далее многочисленные восстания против них — от Кронштадтского до Тамбовского. Полностью перейти к ингрессионной пропаганде большевики смогли только к 1929 году. Ингрессионная пропаганда требует очень много времени, и она гораздо сложнее агитационной, но в долгосрочной перспективе только она имеет смысл для власть предержащих.
8. Можно выделить вертикальную и горизонтальную пропаганду. Вертикальная идет от лидера или СМИ, горизонтальная включает членов небольшой ячейки с горизонтальными связями. В каждой ячейке может быть «кукловод», но он не играет решающей роли. Оптимальны ячейки по 15-20 человек одного пола, класса и схожих интересов. Скажем, звено пионерской организация, взвод в армии являются очень неплохими примерами таких ячеек.
9. Пропаганда бывает рациональной и иррациональной, а чаще всего сочетает и то, другое одновременно. Например, если убедительное доказательство преимуществ, скажем, демократического государства включает множество фактов, графиков, видеоматериалов и т.п. (что есть рациональная аргументация), то индивид, на которого направлена эта пропаганда, впитывает ее иррационально, не в силах из-за своей некомпетентности в вопросе и нехватки времени разобраться во всех этих фактах, интерпретировать и проанализировать их, и даже запомнить аргументы он не в состоянии, так что остается лишь общее впечатление, что демократия — это хорошо.

Начало                                   Следующая часть

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.