Вообще, я не любитель «тюремной» прозы. Однако, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова вовсе и не кажутся таковой. Во-первых, рассказы написаны талантливым литератором, а во-вторых — центральные их персонажи вовсе не воры и убийцы, а вполне себе интеллигентные люди: инженеры, художники, рабочие, врачи… В общем, что-то вроде советского «среднего класса». Да и люди эти не «оступились», а просто стали случайными жертвами репрессивной машины. В общем, их судьбой проникаешься, сопереживаешь им. В отличие от Солженицына, писатель создал скорее не памятник невинным жертвам советских репрессий, а живое полотно, персонажи которого не только страдают, борются или сдаются, но и радуются мелочам, подстраиваются, привыкают. Да и тема репрессий — лишь внешняя обертка. Это не самоцель, как у Солженицына. Можно относиться к связующей теме, как к исследованию поведения обывателя в чрезвычайных обстоятельствах. Вот только здесь не про шпионов, жертв гипотетического зомби-апокалипсиса или голодающих членов полярной экспедиции, но ведь ужас пережитого и его отличие от прежней жизни настолько же интенсивны. Психологические портреты реалистичны, ситуации, в которые попадают герои, жизненны, хоть и экстремальны. Тем разворачиваюшаяся картина и драматичнее.
Если романы Кафки оставляют после себя ощущение беспомощности перед абсурдной, но подчиненной внутренней извращенной логике бюрократической машиной, то у Шаламова мы видим «продолжение» злоключений «маленького человека» в виде результата работы этой машины. Так герои Кафки передают эстафету героям Шаламова. Если у Кафки бюрократы — лишь винтики, исполняющие волю «машины», то у Шаламова это более независимые в своих действиях приспособленцы и оппортунисты.
В общем, чтение здорово отрезвляет мозги, да и просто интересно. Кому лень читать «Архипелаг Гулаг», очень рекомендую.