В последней, 5-й главе, Эллюль пишет о социо-политических эффектах пропаганды. Приведу основные тезисы, которые запомнил:
- В прошлом идеологии нужна была пропаганда, чтобы проводить экспансию, ведь идеология является экспансионистской по своей природе.
- Новые отношения идеологии с пропагандой: теперь, наоборот, идеология стоит на службе у пропаганды. Пропагандист может либо стимулировать, либо мифологизировать идеологию в целях пропаганды.
- Идеология строит себя вокруг действий, стимулируемых пропагандой, а не мотивирует на эти действия.
- Пропаганда разрушительно влияет, выхолащивает любую доктрину, если использует ее.
- Пропаганда упрощает общественное мнение, сводит его к полярному состоянию «белое-черное», нюансы исчезают.
- Под воздействием пропаганды очень сильно различаются общественное и личное мнение.
- Пропаганда замещает собой лидера группы. Лидер лишается своей роли и сводится к символу, знамени.
- Пропаганда разделяет группы людей на отдельные сегменты. Как пример, в СССР газеты и журналы общего назначения не могли всерьез критиковать просчеты на местах, зато специальные, медицинские, технические журналы, могли критиковать нещадно огрехи в собственной отрасли. То есть по получаемой информации общество сильно сегментировалось в профессиональном плане.
- Автор считает, что в демократических обществах применение пропаганды ведет к двухпартийной системе. Маленькие партии просто не имеют ресурсов, чтобы вести пропаганду. Две партии дополняют друг друга — одна ведет пропаганду за себя, вторая — против правящей партии.
- Использование пропаганды профсоюзами парализует их, так как на пропаганду нужны деньги, а деньги создают зависимость от того, кто их дает.
- Рабочие под воздействием позитивной пропаганды могут работать эффективнее, даже если их жизненные условия не улучшаются.
- Использование пропаганды церковью лишает ее религиозности — она превращается в обычную государственную бюрократию.
- Пропаганда, направленная вовне страны, влияет также и на жизнь в самой стране. Нельзя изолировать такую пропаганду от жизни в стране и внутренней пропаганды.
- Пропаганда нужна демократии, чтобы бороться с враждебными пропагандами, но в тот момент, когда демократия к ней прибегает, она лишается демократичности и становится просто «еще одной идеологией». Сам демократический образ мысли, ментальность при этом страдают.