Старинная столица государства Тимуридов, раскинувшегося на просторах Центральной Азии, предстала передо мной и моими спутниками в 2022 году. Дух тимуридского ренессанса пронизывает весь центр города. Величественные здания медресе на главной площади города — Регистане; мечеть Биби-Ханым; многочисленные купольные мавзолеи; раскопки древнего города Афросиаб — всё это известные места для посещения путешественниками. В начале 15го века статус столицы огромной империи привлёк в город много денег и мастеров, в начале 21го века мода на аутентичность и старину привлекла сюда инвестиции и туристов. Не буду углубляться в историю и описывать подробно город — об этом написано много книг и путеводителей. Остановлюсь лишь на личных отрывочных впечатлениях.
Наблюдая архитектуру Самарканда взглядом обывателя, отметил для себя влияние Ирана и Индии — формы зданий, материалы, купола, тигры на фасаде напоминают Иран; орнаменты, особенно солнечные символы — индийское влияние. Центр города иллюстрирует собой, что он находился на пересечении торговых путей и испытывал влияние разных культур. Великий Шёлковый путь проходил прямо здесь. Тимур, Навои (узбекско-иранский поэт), Улугбек (внук Тимура и по совместительству известный в мире астроном) дали свои имена множеству географических названий, а их образы — городским скульптурам. Как и везде в Средней Азии, город пронзает сеть арыков — одновременно ирригационных каналов и отводов ливневой канализации. Город, в основном, одноэтажный, с очень редкими многоэтажными зданиями — это по большей части торговые центры и офисные здания. Центральная часть города и Железнодорожный район немного разные по характеру. Если в центре находятся практически все достопримечательности, а также традиционные махалля (районы) с низкими домиками и узкими улочками, то в Железнодорожном можно встретить многоквартирные дома и большое количество кафе и ресторанов, среди которых встречаются и те, где кормят чем-нибудь, кроме плова, самсы и мяса на гриле.
Удивительно, что даже в таком относительно небольшом городе с малоэтажной застройкой и дорогами в три полосы в одну сторону часты автомобильные пробки. Это общая проблема городов Узбекистана. При том, что узбеки — народ дружелюбный и вежливый, культура вождения здесь очень низкая — водители умудряются своей нервной ездой с нарушением правил создать пробку буквально на ровном месте.
В целом, город производит приятное впечатление — очень зеленый, он, по-моему, зеленее Ташкента, поэтому и с окружающей средой, кажется, тут получше. Ни разу не видел пьяных людей на улицах, однако, встречаются довольно агрессивные цыгане. Однажды был свидетелем такой сцены: группа местных мужчин перешла через мост, и на их пути возникло несколько цыганок, которые стали к ним приставать, вымогать деньги. С одного мужчины они стянули даже шапку, и он вынужден был буквально силой отбирать её обратно, при этом всё-таки сунув несколько купюр одной из цыганок. В остальном, в Самарканде, кажется, вполне безопасно.
Из разговоров с местными узнал, что до 90% браков организуются родителями брачующихся — то есть это не браки по любви в нашем понимании. Давление больших семей огромно. Разводы по этой причине крайне редки — даже если люди друг другу уже осточертели, они, скорее всего, побоятся развестись из-за реакции семей и соседей, из-за сложного процесса развода и из-за религиозных убеждений. Вообще, культ большой семьи в Узбекистане силён (то же я слышал и о соседней Киргизии) — люди часто уезжают на заработки в другие страны и города, но они либо возвращаются домой с деньгами, либо перевозят на новое место всю большую семью вместе с родителями и прочими родственниками. Пары стремятся иметь не менее 2 детей, обычно — от 2 до 4. Еще в поколении людей, кому сейчас 40-50 лет, нормальным было иметь около 10 братьев и сестер, но теперь ситуация изменилась, однако, до финала второго демографического перехода ещё далеко — практически нет пар, кто хотел бы иметь 2 и менее детей, это не норма. В то же время, многие родители стремятся дать детям хорошее образование, многие нацелены на работу в США или Европе, а также в России. В школах преподавание часто ведётся на русском языке, в каждом районе есть также много частных школ с глубоким изучением английского, а также встречаются и курсы арабского, турецкого и т.д. Очень много рекламы услуг по оформлению Green Card — иммиграционных виз в США, её не меньше, чем в Ташкенте. Также о культе больших семей говорит и свадебная церемония — обычно их проводят даже две — отдельно первый раз для мужчин и далее второй раз для всех приглашенных. Под свадебное торжество берут кредиты, ибо это очень дорогое удовольствие — обычно приглашают очень много людей, под несколько сотен.
С одной стороны, Самарканд — не столица, здесь нет многих привычных в Ташкенте сервисов. Редко где можно расплатиться с помощью платёжной системы, в такси — только наличные. С другой стороны, уже пару лет тут присутствует агрегатор Яндекс Такси, в городе постоянно проводятся концерты, различные форумы, на окраине построен современный деловой центр вдоль отреставрированного гребного канала. На канале проводятся международные соревнования по гребле, а деловой центр принимает гостей таких крупных международных организаций как ШОС. Рядом с гребным каналом также находится впечатляющий светомузыкальный фонтан.
Самарканд соединяет прошлое (столицы Тамерлана) и настоящее (делового и культурного центра) — и это не фраза из рекламного буклета, а отражение реальности. Уважение к прошлому и устремление в будущее для меня лучше всего проиллюстрировал концерт молодой российской группы, поющей на английском, который входил в программу самаркандского полумарафона, и этот концерт проводился прямо посреди красиво подсвеченной центральной площади города, в окружении трёх монументальных медресе эпохи Тимуридов.