В этом посте расскажу немного про условия работы в США, не претендуя на достоверность и всеохватность изложения, что называется, «за что купил, за то продал».
Надо понимать, что работы в США РАЗНЫЕ. Есть хорошие, где много льгот и мало пота, и есть плохие, где всё наоборот.
Самые престижные и высокооплачиваемые профессии — это, конечно же, юристы (куда без них в Штатах); менеджеры/маркетологи/финансисты всех сортов, в общем, те, кто продает много и за дорого; врачи и сотрудники фармацевтических компаний — все эти люди являются «сливками» «среднего класса», а некоторые из них даже выпрыгивают из него на самый верх.
Юристы «делают Америку», всё на них держится. Продавцы приносят громадные прибыли и также «двигают страну вперед». Что до врачей и фарм. компаний, кажется немного странным, что они «жируют», однако вспомнив, что в Штатах вообще нет централизованной системы здравоохранения, а люди, тем не менее, болеют, это уже не кажется настолько странным.
Чтобы оценить, насколько много можно зарабатывать, будучи квалифицированным врачом, перескажу слова американского знакомого, который работает администратором в одном из лучших госпиталей Нью-Йорка (New York — Presbyterian). Чтобы быть сотрудником этой больницы, обязательно также быть ученым/преподавателем в медицинском ВУЗе. Врачам также разрешается иметь свою частную практику в том объеме, в котором он захочет и сможет физически. Если просуммировать эти три источника дохода, то, по словам знакомого, такой врач в среднем получает 450 тысяч рублей в месяц. Однако, чтобы стать врачом, нужно пройти очень дорогостоящее, длительное и тяжелое обучение. Конкуренция на рынке труда чрезвычайно высока.
Есть причины, по которым быть преподавателем ВУЗа или государственным служащим тоже очень хорошо: уважение в обществе, большие льготы, отпуска, относительная стабильность и социальная защищенность, сравнительно большие зарплаты. Так, наша знакомая, проработавшая долгое время социальным работником, совершенно не жалуется на жизнь. Она вышла на пенсию (коих получает сразу три — от государства, от штата и от округа) и может себе позволить безбедную старость. Пока работала, дела тоже шли хорошо — была возможность много путешествовать и жить — не тужить. Говорят, государство сейчас активно «закручивает гайки» на этом направлении, и скоро, возможно, пенсии станут меньше, а какие-то из них могут и вовсе отменить. В общем случае у работников частных компаний пенсий нет вообще.
Инженер — это уже простая «рабочая лошадка», без особого почета в обществе и без особых заработков. Наверное, это и есть тот самый «средний класс», который стоит себе представлять , когда слышишь это выражение. Возможно, сфера информационных технологий (особенно в Калифорнии) — это немного другая история. В этой сфере хорошие специалисты получают больше.
Подавляющее большинство американцев работает на частные компании, и здесь они уже совершенно бесправны. Нормой является неделя, в лучшем случае 10 дней отпуска в год. Болеть лучше тоже, не прерывая трудового процесса. Нет никаких гарантий, что работодатель не уволит вас в случае болезни, травмы, рождения ребенка. Причина увольнения может быть какая угодно — от сокращения штатов до вашей неудачной прически. Во многих компаниях есть квота на число больничных дней в году. Если вы не «вырабатываете» квоту (отличаетесь отменным здоровьем), то, если вам повезет, вы сможете использовать эти дни как прибавку к вашему короткому отпуску. Пособия по материнству и декретного отпуска в нашем понимании у них вообще нет. Здесь есть две альтернативы:1. работай, не покладая рук, копи деньги, потом заводи детей, увольняйся с работы, живи на зарплату мужа и накопления; 2. заводи детей и почти сразу же отправляйся «вкалывать», отдавая детей в ясли или нанимая гувернантку.
Государственные и муниципальные служащие работают фиксированное количество времени и, как и в России, отправляются по домам каждый день в одно и то же время, «сбившись шумною толпою». В частных компаниях всё может быть совершенно по-разному. Иногда при устройстве на работу вам прямым текстом говорят, что работать у них придется много больше, чем 8 часов. Скажем, 10 или 12, и это норма. Бывает, работодатели не особо следят за рабочим временем, но нагружают на вас столько работы, что вы уже по своей инициативе вкалываете «до полуночи». Обедают обычно «на бегу». В общем, жизнь на работе, да и только. Даже в считающейся более либеральной сфере информационных технологий все бывает по-разному. В некоторых компаниях вроде «Гугла» жизнь может быть хороша (но ты при этом должен быть одним из лучших специалистов в мире), в других тебя вполне могут заставить работать часов по 10 — 12 в день с одним выходным в неделю.
Сельское хозяйство и вовсе требует практически всего вашего времени. Работа на ферме — это тяжелый физический труд и постоянная занятость. В отдельные дни фермеры могут работать и по 14 часов. Норма — 10 — 12 часов в день. В летний период, естественно, занятость больше, чем зимой. Другой аспект жизни на ферме — вам не выбраться надолго в отпуск, ведь хозяйство требует постоянного присутствия рабочих рук. Производство продуктов питания жестко контролируется различными комиссиями вроде нашего Санэпидемнадзора, только вот штатовские проверяющие, в отличие от наших, не коррумпированы, а это значит, что они с вас спросят «по полной программе», и откупиться не получится.
Что до льгот, многие компании оплачивают (или частично оплачивают) медицинскую страховку… вот и все льготы.
Америка — это страна с очень сложной системой налогообложения. Это не как у нас — любой может посчитать разницу между «чистыми» и «грязными» почти моментально. Там же налоги делятся на федеральные и налоги штата, составляя в разных местах разные проценты от заработка. Если усреднить, вроде бы на руки человек в среднем получает что-то около 65-70% от зарплаты, которая указывается в объявлении при приеме на работу.
Почему же работники предприятий в такой благополучной стране гораздо бесправнее наших «неблагополучных» соотечественников? Всё просто. Профсоюзы откровенно слабы в Штатах. Подавляющее их число — типичные марионеточные организации, делающие всё, что скажет им власть. Непонятно, зачем они вообще существуют. Правительство успешно избавилось от активных профсоюзов еще несколько десятилетий назад. Есть несколько исключений: например, железнодорожники или профсоюз работников автомобильной промышленности. Однако, по последнему несколько лет назад был нанесён существенный удар с остановкой многих предприятий в Детроите, Буффало и других городах. Многие попали под сокращение, зарплаты других были урезаны. Упомянутые крупные города впали в настоящую депрессию с оттоком населения, ухудшением криминогенной обстановки и качества жизни во всех отношениях. Самое плохое в этой ситуации, что рабочие автомобильных предприятий были вполне обеспечены, пока работали, но были обмануты впоследствии. Компании под давлением профсоюза пообещали им достойные пенсии, страховки, другие льготы. И вот теперь эти компании избавились от «балласта», нарушив все свои обещания. В итоге в масштабах одной отрасли произошло примерно то же, что в 90-е годы в СССР со всем населением страны — люди работали всю жизнь на одном предприятии, стараясь трудиться хорошо и много и будучи «уверенными в завтрашнем дне». «Завтрашний день» наступил, но их обманули, и теперь им приходится влачить жалкое существование, несмотря на все их «былые заслуги».
Надо, однако, понимать, что профсоюзы (даже фиктивные) охватывают сравнительно небольшой процент работающих. Большинство же вообще не состоит ни в каких профессиональных организациях, являясь совершенно бесправными перед боссами своих компаний. В этом смысле Трудовой кодекс РФ является очень прогрессивным документом. Конечно, во многом это наследие советских времен, и зачастую компании находят способы обойти часть его статей, но в Штатах нет даже такого.
О других аспектах американской жизни читайте в следующих постах.
PS Уже после написания статьи у меня появилась новая информация о некоторых аспектах защищенности наемных сотрудников перед «акулами капитализма». Все, что было написано о бесправности рабочих и том, что при желании работодатель может легко от них избавиться, верно, но, в основном, для молодых белых американцев. Отдельная история — небелое население (прежде всего, негры и латиноамериканцы) и работники предпенсионного возраста (к котором можно отнести людей после сорока пяти лет). Их уволить непросто. В Штатах есть антидискриминационные законы, по которым можно засудить компанию, если есть основания подозревать ее в дискриминации сотрудников. Возраст, пол, инвалидность и цвет кожи являются самыми распространенными признаками, по которым легко доказать дискриминационный умысел. В общем, если компания не хочет больших проблем с судами, но все же хочет сократить сотрудника, то она выплачивает ему неплохие деньги. Так, наш друг из Соединенных Штатов был бы рад, если бы его сократили. При этом ему полагалось бы пособие в течение двух лет плюс единоразово — заработная плата за шесть месяцев. На эти деньги он спокойно мог бы себе позволить провести год где-нибудь в Латинской Америке, совершенно не работая. Так что, Америка, она разная и сложная. Одним в ней хорошо, сыто и комфортно, другим в меньшей степени, а кому-то и вообще плохо.