Я решил поделиться парой наблюдений, которые сделал в ходе недавнего прочтения двух книг о гражданских войнах в США и России (Алешкин, Васильев: Крестьянские восстания в России в 1918-1922 гг. От махновщины до антоновщины и John Keegan: The American Civil War: A Military History).
Во-первых, очевидно, что все гражданские войны — это ещё более беспросветное зло, чем войны между государствами — солдатам армий разных стран немного проще оставаться в правовом, моральном поле, по крайней мере по отношению к «своим», враг здесь получается как бы и не человеком, а врагом. В гражданских вйонах твой враг — это твой сосед, он говорит на том же языке, воспитывался в похожих условиях, выглядит так же. И тем не менее есть задача его уничтожить.
Несмотря на общие дикости, есть и различия в характере гражданских войн. Я сделал вывод, что в Америке всё же воюющие стороны воспринимали друг друга больше как «заблудших овец», чем как непримиримых врагов. Думаю, ни северяне, ни южане не хотели полностью уничтожить друг друга. Они хотели добиться своего и продолжать жить мирной жизнью, строя будущее вместе или параллельно друг другу.
У меня было несколько стереотипов относительно гражданской войны в России, которые я развенчал для себя, прочитав эту книгу. вот, что я узнал:
1. Крестьянство в массе своей не придерживалось монархических взглядов. Наоборот, по большей части люди были республиканцами или даже анархистами.
2. Главным врагом крестьян был старый режим и его представители — белогвардейцы, а вовсе не большевики, даже в районе крестьянских восстаний против большевиков. Николай «Кровавый» и помещики — вот абсолютные враги основной массы крестьян того времени. Даже в районах, охваченных крестьянским восстанием, крестьяне начинали вставать под знамена Красной армии, когда возникала угроза нападения белых.
3. Крестьянские выступления были достаточно массовым и частым явлением в 1918 — 1922 годах. Кроме общеизвестного Тамбовского восстания были и Западно-Сибирское, и Вилочное восстание в Башкирии, и Чапанная война в Симбирской и Самарской губерниях, и восстание под руководством Махно, и Ижевско-Воткинское восстание, и много других. Алтай, Урал, Северный Кавказ, Центральная Россия, Поволжье, Карелия — бурлила вся страна. Все эти восстания можно даже назвать Крестьянской войной — настолько масштабным это было явлением.
4. Интересны были лозунги крестьян. Например, «За большевиков, против коммунистов» или «За Советы без большевиков». Нас они могут показаться странными, но для крестьян это было вполне логично, ведь восстания воспринимались как продолжение революции. Для крестьян это было так. По результатам Октябрьской революции они получили землю («Декрет о земле»), но вскоре у них забрали право на результаты собственного труда и на свободное распоряжение землёй. Они решили, что «добрые большевики» добились для крестьян земли, но «злые коммунисты» узурпировали власти и заставили крестьян фактически платить оброк (а иногда и до «барщины» доходило), как при помещиках. Если в ходе Гражданской войны это ещё как-то оправдывалось тяжёлым положением страны, то в 1921-1922 этим уже нельзя было объяснить политику «военного коммунизма».
5. Именно массовые крестьянские восстания заставили большевиков перейти от «военного коммунизма» к НЭПу.