Несколько слов о Стамбуле

Обычно, когда путешественник решает ехать в Стамбул, в его голове надежда увидеть минареты над Босфором в лучах заходящего солнца, выпить чаю из маленьких турецких стаканчиков, прочувствовать восточную экзотику в уличной суматохе, звуках, цветах, вдохнуть запах пряностей на оживлённых рынках… И самое приятное, что эти стереотипные наслаждения действительно доступны.Наверное, самое приятное, что есть в Турции — это люди. Они дружелюбны, отзывчивы, добродушны. Например, если вы заплутали на небольших улицах Старого города, то можете смело спрашивать дорогу у любого подвернувшегося местного жителя. Даже если он не знает английского и вообще не слышал о месте, куда вам нужно попасть, то в любом случае попытается помочь. Он остановит других прохожих, те, в свою очередь, обратятся еще к кому-нибудь, прокричат что-то продавцу на противоположной стороне дороги, расспросят полицейского или мирно пьющего чай аксакала в кафе за углом, и вот вам уже показывают дорогу, а то и проводят до места. Здесь нет этих поддельных улыбок, как в Таиланде, здесь не услышите проклятий в спину, если не купите товар после торга. Да, торговля слегка навязчива для европейца — вас будут всячески убеждать купить хоть что-нибудь, но в то же время никто не станет хватать за руку, пытаясь удержать, как в Египте.

 

Общество в Стамбуле очень неоднородно. Помимо классовых и этнических различий (а здесь много курдов, иммигрантов из Ирака, Сирии…), очень сильно разнятся и политические взгляды. Спектр мнений широк — от либерализма и вестернизма до фундаментального исламизма и турецкого национализма. Ататюрк в своё время жёстко развернул курс страны в сторону Запада, секуляризировал общество. Турки считают, что Эрдоган сейчас пытается сделать обратное. Шаг за шагом, медленно, но верно он исламизирует общество. Это не нравится либерально настроенным горожанам, чаша терпения переполнилась, что вызвало события на площади Таксим.

В мечети Эйюп
Вообще, отношение к исламу в Турции чем-то сродни современному отношению к православию в России. Есть и истово верующие, особенно в малых городах и деревнях, но основная часть населения воспринимает религию скорее как средство самоидентификации — какие-то основные ритуалы соблюдаются — пятничная молитва, основные религиозные праздники, обрезание, похороны и т.п., отказ от свинины — повсеместно. С другой стороны, эти люди не задумываются над этим, воспринимая как часть культуры, зачастую не отказывают себе в выпивке, не разбираются в аспектах религии,

Пятничная молитва
не соблюдают каких-то второстепенных правил и т.д. Однако, проникновение религии в обыденность очень велико — Стамбул буквально застроен мечетями. Вы не найдёте, пожалуй, ни одного уголка для ночлега, где бы вас не разбудил среди ночи голос муэдзина, раздающийся из динамиков на минаретах. Отдельного упоминания достойна
Мусульманка
пятничная молитва, во время которой город будто вымирает — закрываются многие кафе, отделения банков, салоны связи — все идут к ближайшей мечети, чтобы «отдать свой мусульманский долг». В итоге, мечети переполнены, и люди заполняют их дворы, а часто и участок улицы перед ними.О степени консерватизма взглядов легко можно судить по одежде женщин. Некоторые из них одеваются вполне по-европейски, так что можно встретить девушек в коротких юбках и шортах в общественных местах, например, в Стамбульском университете, однако, это всё же довольно редкое явление. В основном, девочки и женщины носят на голове обычные платки, а на ногах джинсы или длинные юбки. Наиболее консервативные, религиозные (а в основном, это приезжие из турецкой «глубинки») носят хиджаб или никкаб, закрывают лицо. Встречаются даже и такие, плотная одежда которых скрывает абсолютно всё, кроме глаз, которые, впрочем, тоже иногда закрыты небольшой вуалью. Одежда мужчин обычно ничем особым не примечательна, однако часто можно видеть людей в мусульманских шапочках, обычно в районе мечетей. Изредка встречаются старики в национальной одежде.

 

На ступенях Голубой мечети

Вообще, в исламском мире правила поведения для женщин очень отличаются от правил для мужчин. Если не касаться сугубо европеизированных районов, хотя даже и в них, то очень редко можно встретить смешанную компанию друзей, состоящую из обоих полов. В основном, это либо туристы, либо родственники. Чаще всего мужчины пьют чай из маленьких традиционных стаканов, сидя на низких стульях в чайной за нардами или неспешной беседой, и женщин в их среде не бывает. В мечетях всё основное пространство отведено мужчинам, женщины вынуждены тесниться в специальных комнатах, расположенных вдоль стен здания.

Наверное, туристы едут в Стамбул, чтобы перенестись во времени и ощутить себя в столице двух могущественных империй — Османской и Византийской. Но на мой взгляд, Турция сейчас — это не совсем наследник османской цивилизации, во многом это новая, молодая нация, и столицу османов современный Стамбул не очень напоминает. Да, сейчас правительство, наконец, осознало, что история и культура являются важным капиталом — повсеместны археологические раскопки, восстановление старинных зданий. Хотя, многое было утеряно — старые деревянные дачи-йалы, особняки пашей — и архитектурный ансамбль города

На улочках Фенера
В Соборе св. Софии
совершенно неоднороден, однако захватывающие дух своей красотой и величием мечети, многие старые дома, особняки, дворцы всё же позволяют прикоснуться к истории. Но если при желании дух османской цивилизации всё же ощутить можно, прогулявшись по местным базарам, ощутив запах свежепойманной рыбы на городских мостах, слыша призывный глас муэдзина и шум городской суеты на кривых узких улочках Старого города, то от Византии здесь практически ничего не осталось. Например, остались церкви, превращённые в музеи или мечети, во многом, именно благодаря этому, и сохранённые. Мусульмане при завоевании скалывали или  заштукатуривали древние мозаики, иконы, поэтому от византийского искусства мало, что осталось. Акведуки и грандиозные подземные цистерны со стройными рядами колонн — эти монументальные сооружения использовались и османами, да и по сей день вполне пригодны для использования. Но кроме переделанных византийских церквей, акведуков, цистерн и развалин стен, раскиданных там и сям по городу,

 

пожалуй, что о Византии больше ничего не напоминает.Византийская цистернаДаже наследники великой империи — греки — были изгнаны из города. Ещё до 1950-х годов они селились компактно во многих районах города — Фенере, Балате, Саматье, Бейоглу, однако постоянные погромы и договорённость об обмене нац. меньшинствами между Грецией и Турцией практически избавили Турцию от присутствия греков. Их наследие ещё можно видеть в увядающем Фенере, где практически все дома — греческой постройки. Если прогуляться по узким, круто уходящим вверх улочкам района, можно посетить греческие, болгарские церкви, посмотреть, как жили православные, но вот самих православных встретите там редко — район заселён консервативными турками из анатолийской части страны, которые иммигрировали туда после ухода греков.
в районе Кадыкёй
Интересно было обнаружить, что по сути европейская часть Стамбула является более

 

азиатской, чем азиатская, по крайней мере, если говорить о тех местах, которые мы посетили. В азиатском Кадыкёе — типичные улицы и толпа обычного европейского средиземноморского города, а в Бостанджи и вовсе — широкие тротуары, галареи бутиков, бары и ночные клубы, по-европейски одетые люди.Из разговора с местным узнал, что военная служба в Турции не менее сурова, чем в России. Та же дедовщина, самодурство и коррумпированность офицеров, и молодёжь так же пытается избежать этой службы любыми средствами. Но вот как раз «откосить» там ещё сложнее. Во-первых, вам будет очень сложно устроиться на работу по специальности, вообще на любую более или менее престижную работу не устроиться без прохождения службы. Во-вторых, «косить вам придётся не до 27, а до 29 лет. Ну а в-третьих, даже если вам удалось воспользоваться разнообразными отсрочками — по здоровью или по учёбе — то и тогда вам придётся выложить большую сумму денег в качестве штрафа.

 

Говоря о Стамбуле, нельзя не упомянуть о котах. Ведь Стамбул — это настоящая кошачья столица. Они там всюду — на крышах, заборах, в подворотнях, на улицах. Они могут забрести в магазин или ресторан. Местные обязательно подкармливают кошек, а в некоторых местах даже сооружают специальные кошачьи дома, в итоге кошек там расплодилось огромное множество, чего нельзя сказать о собаках. Видимо, власти города некогда вплотную занялись проблемой брод

Котики

ячих собак, потому что, читая турецких авторов, которые описывают вторую половину двадцатого века, обнаруживаешь, что бродячие животные были большой проблемой в то время. Сейчас собак на улицах мало, а те, что всё же остались, носят пластиковые бирки на ушах — признак того, что ветеринарные службы ведут их учёт.

Наконец, несколько слов о турецкой кухне. Она очень вкусная и сытная. В основном, блюда из баран
Турецкая кухня
ины, также говядины и курицы — это и котлетки (кёфте), и шашлыки, и рубленое мясо разных видов (кебаб). Много блюд из рыбы, ведь Турция — морская держава. По понятным причинам, блюд из свинины вы здесь не найдёте. Из гарниров распространены овощи, рис. Плов также в почёте. К обеду местные любят заказывать айран — местный кисломолочный напиток. Очень много блюд делается из йогурта, например, йогурт с зеленью и огурцом (джаджик) или чесноком. Основные блюда готовятся не раньше полудня, день же турки начинают с лёгкого завтрака — обычно это либо традиционный чечевичный суп со свежевыпеченным батоном, либо нарезка из сыра и мяса, либо сэндвич. Ко многим яствам подаётся лимон, чтобы можно было его выжать, сдобрив еду его соком по вкусу. Чай практически вездесущ — это отдельный элемент турецкой культуры, чай здесь пьют везде, впрочем, и кофе тоже.

Турция известна пахлавой, и это, действительно, вкуснейший десерт. Вообще, сладостей в Турции много, всех названий и не упомнишь, но я бы выделил четыре основных типа десертов — это похожие на пахлаву, то есть состоящие из теста и сахарного сиропа с добавками; мороженое — дондурма; разнообразные пудинги и десерты из сливок; рахат-лукум и подобные яства. Наверное, что-то ещё не попало в этот список. Ну да, халва, чурчхела и разные козинаки.Турция славится фруктами — там растёт практически всё, к чему мы привыкли. Поэтому почти везде можно полакомиться свежевыжатыми соками. Но особую симпатию вызывают торговцы-лоточники, которые выжимают гранатовый сок прямо при вас, при этом стакан такого полезного для здоровья напитка стоит всего 16 рублей.

 

Подводя итоги поездки, всем советую посетить Стамбул — вы и найдёте там места для пляжного отдыха, и погрузитесь в историю и уникальную культуру, и отведаете чудесных блюд — в общем, все шансы сделать отдых максимально сбалансированным и интересным.Голубая мечеть

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.