Сегодня я хотел бы рассказать о двух прочитанных книгах на тему медитации, а также поделиться собственным отношением к предмету.
Вышеупомянутые книги — это «Медитация и осознанность» Эдди Паддикомба (я читал в русском переводе) и «The 10 Minute Meditation» by Barbara D. Sigman.
Паддикомб — известный человек, зарабатывающий деньги, в частности, на проекте headspace.com, посвящённом медитации по его собственному методу. Хотя, надо сказать, что ничего нового в его методе нет, а то, чему он учит — это старая добрая медитация осознанности (mindfulness meditation). Книга чересчур многословна, на мой взгляд. Скажем, непосредственно описанию практики медитации посвящена всего одна короткая глава. Однако, многословность эта имеет определённую цель. Всё, что не относится к практике или советам, как обеспечить эту практику, посвящено либо мотивации (очень много рассказывается историй успеха, включая личный опыт), либо к развлечению читателя, при этом направляя его мысли в нужное русло. Некоторые концепции «обсасываются» с разных сторон, приводятся притчи, метафоры для наилучшего усвоения некоторых концепций, которые трудно объяснить «в лоб». Всё же, имея дело с мыслями и сознанием, достаточно трудно точно передать смысл своих суждений, просто описывая вещи, как они есть — языкового аппарата иногда не хватает, либо он чересчур тяжеловесен. Тут и приходят на помощь притчи, иносказания, жизненные истории и т.п. Паддикомбу удалось объяснить достаточно сложные концепции «на пальцах».
Книга же Барбары Сигман, напротив, чрезвычайно лаконична. По сути это брошюра в двадцать с лишним страниц. В ней приводится краткая справка о том, что такое медитация, для чего она нужна, какие виды медитации встречаются и как ей начать заниматься. В общем-то, в ней есть всё, что нужно знать новичку.
На данный момент кое-что я прочёл в статьях в интернете, также на очереди ещё пара книг к прочтению. Пока же, пытаясь разобраться в предмете, вот что я понял о медитации (возможно, мои познания будут корректироваться в будущем):
1. Медитация нужна для успокоения сознания, чтобы избавить от неконтролируемых цепочек мыслей, как средство от бессоницы, депрессии и тревожных состояний, для улучшения концентрации внимания в частности и когнитивных способностей вообще, для воспитания в себе позитивного взгляда на окружающий мир, доброты и как следствие — улучшения общего самочувствия. В общем и целом, медитация выполняет такую же роль для мозга, как утренняя зарядка и закаливание — для тела. Своего рода, этакая «профилактика сознания, отчасти совмещённая с диагностикой». «Тех. обслуживание для мозга».
2. Медитация по своей сути не имеет никакого отношения к религиям и обрядам, а также к национальным культурным традициям. Боксёр на ринге или музыкант, увлечённо играющий моцарта — это люди, находящиеся примерно в том же состоянии сознания, что и медитирующий человек. Они вовлечены в процесс полностью. Вовлечённость и есть то, для чего люди медитируют. Если вы обдумываете сложную проблему- это полезный процесс, вы активно думаете. Если же ваш мозг выстраивает нелепые цепочки мыслей типа «услышал, как заработал холодильник — в нём закончилась морковь — надо сходить на рынок — есть ли у меня деньги? — когда следующая зарплата? — ведь это же за два дня до дня рождения друга — что бы ему подарить? — о, я сам всегда хотел новую «плазму» — нет, лучше на эти деньги слетать в Париж — французы не любят говорить по-английски». Вот такого типа цепочки — это работа мозга «вхолостую». Это отвлекает сознание от более важных дел, при этом ресурсы затрачиваются, мозг устаёт. Оборвать эти цепочки помогает медитация.
3. Для медитации не нужно сидеть в позе лотоса на вершине горы. Необходимо и достаточно иметь уголок, где не побеспокоят в течение процесса. Не побеспокоят в том смысле, что от вас не потребуется каких-то реакций на происходящее. Вообще, медитировать можно и в кузнечно-прессовом цеху — внешние раздражители сами по себе не помеха. Далее, нужна удобная поза, но чтобы она была не полностью расслабленная, а также и не чересчур напряжённая. Важно, чтобы спина была прямая по этой причине. В фильмах показывают йогов, сидящих в позе лотоса, но ведь это восточные традиции — там люди по большей части привыкли с детства работать на полу, например, перебирать зёрна или стирать, находясь в юрте. Если бы древние буддистские монастыри могли себе позволить венские стулья, думаю, ничто не мешало бы им медитировать на этих венских стульях. Поза лотоса сама по себе не плоха, но западный человек обычно не имеет необходимой растяжки, и мышцы его недостаточно развиты, а потому вместо комфортного сидения он получает дрожащие висящие в воздухе колени и настоящую пытку в пояснице — тут уж не до медитации. В общем, можно сидеть на стуле (в кресле уснёте — ни к чему), можно — в лотосе, подложив подушку под колени и попу, можно так же по-турецки, а то и вообще на коленях на подушке, в японском стиле. Главное, чтоб была прямая спина, чтобы было комфортно, и чтоб в позе можно было просидеть долго, особо не задумываясь о ней. Не обязательно даже закрывать глаза, хотя с закрытымИ, в общем-то, проще концентрироваться. То же относится и к тишине в помещении, и к комфортной температуре. Чем комфортнее и меньше раздражителей, тем проще…но если хотите усложнить себе медитацию, то это тоже не проблема — любые сложности преодолимы.
4. Во время медитации нужно концентрироваться на чём-нибудь (тут есть разные техники и школы медитации, но они отличаются по большей части тем, на чём они концентрируются) — на собственном дыхании, на воображаемых образах, на свече, воде, звуке (например, мантре «Ом»), стихе, ощущении в теле, эмоциях, сострадании к другим людям и т.п. Собственно, сама по себе концентрация на чём-то конкретном вам лишь помогает в это время не думать о чём-то, о чём вы не планировали думать (те самые цепочки мыслей) и воспитывает в вас волю управлять собственным неприручённым сознанием. А так, кроме этого, в концентрации на дыхании или пламени свечи больше нет какого-то особого смысла. Иногда советуют дополнительные «обманные манёвры». Например, если даже при старательной концентрации на дыхании мысли уходят в сторону, то можно считать вдохи-выдохи или даже считать их в обратном порядке. Главное, чтобы сам счёт не перенапряг вас чересчур. Ведь цель всё же разгрузить мозг, а не нагрузить его.
5. Ни в коем случае нельзя стараться «остановить» поток мыслей, «прогнать» их, даже очень плохие из них, не нужно также пытаться ментально «исправить» что-то, что болит в теле. Нужно просто отстранённо наблюдать за всем этим безобразием — за хороводом мыслей, за ощущениями в теле, за звуками вокруг, просто наблюдать и фиксировать, не вовлекаясь в сами мысли и переживания. В этом и есть задача — учиться контролю.
6. В узком смысле медитация минут на десять позволит вам разгрузить мозг, расслабиться. В более широком контексте регулярная медитация должна помочь дисциплинировать мозг, повысить способности к концентрации, привести к осознанности в повседневной жизни и к большей вовлечённости во все аспекты жизнедеятельности, включая работу.
7. Медитация была известна и в первобытном обществе, её вариации встречаются во всех без исключения мировых религиях. Скажем, усердная молитва — это тоже по сути медитация. Но несмотря на это, многие люди пытаются воспользоваться эффектами от обучения медитации, чтобы «навешать» на неё дополнительный контекст — религиозный, финансовый и т.п. Все эти словечки, намеренно оставленные без перевода, все эти чакры, мантры, мудры, потоки сознания и энергии, вся эта околорелигиозная аксессуарика — на мой взгляд, это либо «шелуха», своего рода рудименты, оставленные от тех контекстов, откуда медитация пришла — из Тибета, Индии, буддизма, индуизма и т.п., либо это маркетинг, успешно выкачивающий деньги из клиентов. Могу привести пример с руководством по управлению автомобилем. Вот представьте, вам пишут: «Для того, чтобы завести автомобиль, поверните ключ в замке зажигания…». Вроде, это правило работает, и ничего лишнего при этом тоже нет. Другой пример руководства: «Для того, чтобы завести автомобиль, поверните ключ в замке зажигания, обязательно при этом напевая любимую песню». Да, машина заведётся, но при этом она завелась бы и без песни. А вот ещё пример: «Для того, чтобы завести автомобиль, поверните ключ в замке зажигания той рукой, на которой надет наш супер-браслет, помогающий заводить автомобиль, ценой в 100 долларов». Тут уже чистый маркетинг. Примерно так же мне видится и современное состояние дел с медитацией.
8. Осталось добавить, что исследования медитации и эффектов от неё на данный момент достаточно многочисленны, они проводятся с использованием современных методов статистики и клинических исследований. Помимо уже описанных эффектов, непосредственно связанных с сознанием, медитация также помогает при гипертонии и прочих заболеваниях, косвенно связанных с нарушениями нервной регуляции, стрессами и т.п. Огромное количество видов медитации и школ, её проповедующих, с точки зрения науки можно грубо разделить на три типа:
— медитации концентрации (concentration): тибетская медитация («безусловные любовь, доброта и сострадание»)
— медитации наблюдения (observation) медитация осознанности (випассана, mindfulness meditation);
— медитации высвобождения без усилий (effortless transcending): трансцендендентальная медитация
Между этими типами существуют отличия в производимом эффекте, видимые с помощью объективных методов исследования, таких как энцефалограмма, электрокардиограмма и т.п., однако, говорить о кардинальном отличии всё же не стоит — все эти типы медитации более схожи между собой, чем отличны. Скажем, если что-то чуть лучше снижает частоту сердечных сокращений, то что-то другое чуть больше воздействует на определённую область мозга. При этом в главном они подобны друг другу.